Я - энергия, мудрость, блаженство

 

Персональный сайт Олега Ежова

 

Десять аспектов хатха-йоги

 Хатха-йога - это инструмент для изучения и преобразования себя, начиная с телесного уровня. И этот инструмент сложный и многогранный. Нам нужно научиться глубокому и объемному наблюдению за самими собой, чтобы оценить тот эффект, который производят над нами с виду простые упражнения йоги. Основываясь на собственном опыте, я выделяю 10 аспектов, в которых можно рассматривать упражнения йоги. Возможно, их гораздо больше, но я постараюсь осветить то, что получилось увидеть и понять. Я выстроил их от более простого и очевидного к более сложному. По моему наблюдению, в таком порядке их научаются различать и использовать практикующие йогу.

 1.      Психофизиологический аспект.

 На самом начальном этапе хатха-йога представляет собой работу с напряжениями мышц. Эта работа не так проста, как может показаться вначале. Напряжения мышц в теле имеют психологическую причину, они являются проекцией наших психических напряжений, житейских проблем и дисбалансов в психике. Они совсем небезобидны: их физиологические последствия включают в себя широкий диапазон недугов – от хронической усталости и болей до поражения отдельных органов.

 Напряжение мышц и последующее их расслабление в телесных упражнениях йоги представляют собой самомассаж. Этот самомассаж снимает многие напряжения, укрепляет мышцы, суставы, сухожилия и прорабатывает все мягкие ткани тела. Воздействию упражнений йоги подвергается не только скелетная мускулатура, о существовании которой знают все, но также гладкие мышцы полых внутренних органов. Пережатие или наоборот недостаточное функционирование этих мышц являются основой многих заболеваний.

 Работа с мышечным напряжением, конечно, не освобождает нас от необходимости отыскивать корни наших проблем и стрессов. Однако для того, чтобы стать способными глубоко наблюдать за собой, мы должны стать спокойнее, намного спокойнее, и намного расслабленнее. Снятие мышечных напряжений ведет к значительному успокоению. Глубокое расслабление – сильный метод, ведущий к обретению покоя и осознанности.

 Ну и конечно, массаж тела и внутренних органов, получаемый за счет интенсивной проработки в физических упражнениях йоги, способствует оздоровлению всего организма, стимулирует хорошую работу всех его органов и систем. Снятие напряжений и успокоение высвобождает огромное количество энергии, которая употребляется на оздоровление тела, а также на оздоровление душевной и духовной жизни.

 2.      Биоэнергетический аспект.

 Рано или поздно мы приходим к пониманию, что и тело и психика – это энергия. Энергетическая картина человека представляет нам светящийся кокон, состоящий из разноцветных нитей, полей и сгустков энергии. В этом коконе могут быть разрывы, напряжения и темные пятна, которые свидетельствуют о боли, болезнях, проблемах и психической неуравновешенности. Могут быть слабые места, вызванные блокировкой – «засорением» энергетических каналов, «бледные участки», говорящие о недостатке энергии.

 Упражнения йоги являются мощным средством очищения и усиления энергетических меридианов в теле. Общий уровень энергии тонкого тела человека путем йоги может быть повышен многократно. Биоэнергия благодаря упражнениям йоги становится плотной, равномерной, свободной от блоков.

 Энергетические блоки имеют как физическое (боль, слабость, утомляемость), так и психологическое проявление (неприятие, страх, проблемы, присутствие внутренних барьеров). Пробуждение энергии в упражениях йоги и последующая ее концентрация помогают прорвать плотину блоков. Это делает человека не только здоровым и уравновешенным, но и более динамичным, цельным и открытым. Повышение уровня внутренней энергии ведет к возрастанию покоя и защищенности. Внешние раздражители, тревоги и болезни перестают навязчиво беспокоить человека.

 Вместе с усилением энергии развиваются чувствительность и восприимчивость. Без надлежащей энергии, без соответствующей внутренней силы повышенная чувствительность может превратить человека в невротика, тогда как вместе с ними, в условиях хорошей психологической устойчивости и энергетической защищенности повышение чувствительности способствует развитию осознанности,  наблюдательности и проявлению необычных способностей.

 3.      Астрально-энергетический аспект.

 Древние мудрецы видели, что душевная и физическая жизнь человека, а также его духовное состояние определяется работой астральных энергетических центров, или чакр. Эти центры играют роль приемников и трансформаторов космической энергии, в них также запечатлены механизмы реагирования человека на различные жизненные ситуации. Чакры проводят и фокусируют внутри человека чистый астральный свет, который не ограничен физическим миром и не исчезает со смертью тела. Уровень астральных энергий значительно выше, нежели биоэнергетический. Биоэнергетические центры не совпадают с чакрами, хотя они могут взаимодействовать и частично замещать друг друга. Чакры не присутствуют среди физических систем организма, параллели, проводимые между чакрами и нервными центрами или эндокринными железами в теле, - это всего лишь параллели.

 Начиная с определенного уровня проработки энергии тела, упражнения йоги ведут к концентрации более тонкой и высокой энергии – астральной. За счет этого достигается раскрытие чакр, пробуждение различных способностей, как тех, которые мы привыкли считать естественными, так и тех, которые считаются необычными.

 Раскрытие чакр делает внутреннюю жизнь человека богатой и многообразной, медитация, молитва и другие духовные упражнения становятся легкими и естественными, даже спонтанными. Успех человеческой деятельности в любых отраслях определяется уровнем концентрации энергии. Рост астральной энергии способствует быстрому и динамичному развитию личности.

 4.      Ментальный аспект.

 О необходимости управления своим умом много говорится в книгах. Однако как это осуществить на практике? Практикуя упражнения йоги и в первую очередь телесные упражнения, занимающиеся замечают, что они не просто становятся более спокойными и уравновешенными: наблюдение за собственным состоянием и ощущениями в теле является способом прекращения блуждания ума, возвращения его назад. Ум делается менее возбудимым, более дисциплинированным.

 Это делает нас способными к концентрации, медитации и другим сложным практикам. Беспокойные мысли перестают быть тиранами нашей жизни, когда мы занимаем по отношению к ним позицию отстраненного наблюдателя. Чувства перестают тревожить нас, когда мы помещаем себя в стороне от чувств.

 Внутреннее успокоение не мешает человеку быть в гуще жизни и заниматься активной деятельностью. Даже напротив, сохраняя внутри себя состояние покоя, человек становится значительно более активным и успешным во внешней жизни. По мере укрепления внутреннего покоя, его жизнь наполняется все большими светом и радостью.

 Успокоение и уравновешенность ума ведет к ментальной трансформации: углубляется понимание человеком самого себя, а также других людей и объектов окружающего мира. Глубокое понимание мира и законов, действующих в нем, ведет к смирению, нравственному изменению, укреплению позитивных мыслей и намерений. 

 5.      Мантра и янтра.

 Словесная молитва, песнопение и концентрация внимания на определенным образом построенных зрительных образах (янтрах) являются важной частью религиозной практики. Оказывается, все это может присутствовать и в хатха-йоге. В некоторых школах йоги практикующие используют упражнения йоги вместе с мантрами, которые усиливают духовный и психический эффект упражнений. Асаны и мудры, совершаемые в процессе практики, при этом играют роль янтр – особых форм для концентрации психической энергии.

 Для тех, кто практикует подобным образом, последовательность упражнений йоги становится не отличной от молитвы. Молитвы тем более действенной, что в ней участвуют одновременно тело, ум и одухотворенное сознание.

 Благодаря применению мантр и других мистических практик йоги происходит пробуждение шакти - мистической энергии, управляющей духовной человека. Шакти отличается от обычной астральной энергии тем, что любая астральная энергия подчиняется естественным кармическим законам, тогда как шакти стоит выше естественных законов. Так, если энергия человека, пусть даже в значительной степени концентрированная, иногда может встречать непреодолимые препятствия во внешнем мире, то шакти ведет к преодолению всех препятствий.  Духовный рост человека многократно усиливается и ускоряется благодаря наличию пробужденной шакти.

 Шакти нередко связывается с обладанием мистическими силами и раскрытием сверхспособностей у человека. Однако, обладание какими-либо способностями, пусть даже выходящими за пределы обычной кармы, не освобождает человека от власти кармических законов. Все поступки и помыслы человека, идущие в разрез с универсальными законами чистоты и нравственности, принесут свои плоды. Эгоистическое употребление силы, направляемое тщеславием и дурными помыслами, влечет за собой тяжелейшие последствия. Поэтому древние и современные провидцы предостерегают искателей от стремления к обладанию мистическими сверхспособностями. И тем не менее пробуждение шакти, а также приобретение духовной силы в виде милости гуру совершенно необходимо для духовного развития человека. Без этой энергии определенные шаги в познании просто не могут быть сделаны.

 6.      Аскетический аспект.

 В древности йогу понимали как аскетизм, причем зачастую упорный и жесткий аскетизм. Йога, как это следует из ее названия (слово «йога» происходит от корня «юг» - упряжка, ярмо), есть наука самообуздания и овладения собой. Поэтому освоение йоги начиналось прямо с аскетических практик.

 Современные люди не любят самоограничений. Даже самые простые ограничения как, например, вегетарианство, нередко становится камнем преткновения для многих, практикующих йогу. Однако до тех пор, пока человек не подчинил свою низшую природу (она называется в йоге – манас), мысли, эмоции и влечения сплошь и рядом оказываются врагами его покоя и счастья. Пока мы не научимся контролировать свои желания и потребности, желания и потребности будут контролировать нас. По мере того, как человек подчиняет и обуздывает свою низшую природу, желания, мысли, эмоции и чувства становятся его слугами и преданными друзьями.

 Трудность выполнения йоговских упражнений, необходимость в успокоении, сосредоточении и собранности делают хатха-йогу великолепной аскетической практикой. Аскетическая практика требует постоянства, выполнения обетов – добровольно принимаемых на себя обязательств, смирения и послушания учителю. Наличие наставника очень важно при исполнении аскетической практики, потому что иначе она может вести к усилению эгоизма. Однако и при отсутствии человека-наставника, постоянство и дисциплина в выполнении практик йоги, аскетическое отношение и самообуздание полезны и необходимы.

 Благодаря самообузданию и аскетическим ограничениям происходит накопление духовной силы, называемой оджас. Эта сила способствует пробуждению высших форм сознания.

 Я перечислил главные аспекты, проявляющиеся в практике хатха-йоги. Все они важны, ни один аспект не может быть проигнорирован. Однако осваиваются они последовательно и постепенно. Только освоившись обстоятельно с одним аспектом, человек переходит к другому. Попытки прыгнуть выше головы и придумывание себе «более высокого уровня практики» ни к чему не ведут. По ходу практики увеличивается мера понимания, и тогда возникает потребность включить в работу несколько аспектов одновременно, так что один уровень дополняет и обогащает другой.

см. продолжение

Мои координаты

Адрес: г.Ярославль


Телефон: 8(920)101 3311

E-mail: st-george@yandex.ru

Бесплатный хостинг uCoz