Я - энергия, мудрость, блаженство

 

Персональный сайт Олега Ежова

 

Школа йоги и ее «десять классов»

 Йога – это не просто набор специально подобранных упражнений для тела и ума, как показывает первое впечатление многих, кто впервые знакомится с ней. Йога – прежде всего наука, наука о человеке. И как любое строгое научное знание, она требует последовательного изучения и освоения. Я попытаюсь нарисовать воображаемую картину «школьного курса» йоги, где разные умения и дисциплины размещены в учебном пространстве из десяти классов. Эта иллюстрация, возможно, поможет вам заново оценить свой собственный опыт. Я ожидаю от вас достаточного чувства юмора и самокритичности, чтобы не кидать в зеркало камнями за то, что лицо в нем выглядит кривовато.

 Первый класс – это самое начало. В него приходят те, кто уже что-то слышал о йоге и имеет о ней хотя бы самое примерное представление, полученное начинающими от кого-либо из «старших». Первый класс включает в себя начальные навыки работы с телом, которые представляют индийская физкультура Б.К.С.Айенгара, «гимнастика тибетских лам», а также самопальные разработки Тетерникова, Сидерского и других российских более или менее йогов. Первый класс вырабатывает понимание того, зачем нужна правильная осанка, освоение навыков гигиены и правильного питания, формирование режима дня, начальных этический понятий, а также знакомство с книгами о йоге. Все это нарабатывается путем практического опыта и требует времени – от одного до нескольких лет.

 Когда стадия упрямого напряжения мышц и тупого заглатывания информации подходит к завершению, обучающихся «переводят» во второй класс. В нем на смену занятий «чем-нибудь и как-нибудь» приходит целенаправленное освоение йогических практик. На первый план выходит уже не насильственное изгибание тела, а его проработка с использованием таких понятий как «сила» и «энергия». Разумеется, второклашки еще не имеют никакого представления о то, что скрывается за словами «сила» и «энергия», но очень хотят  это почувствовать. Во втором классе появляются такие дисциплины, как начальное освоение цигун, первая ступень рейки, массаж, кундалини-йога, знакомство с экстрасенсорикой, космоэнергетикой и различными системами очищения тела. Возможны первые и наивные попытки медитировать и выяснение что это «оказывается трудно» или «оказывается просто» (на данной ступени постижения обе оценки примерно равнозначны). У второклашек появляются первые предпочтения в плане йогических дисциплин,  соответственно им формируется выбор книг и авторов.

 Второй класс является в целом подготовительным к следующему этапу работы, который предстоит обучающимся в третьем классе. К этому этапу приходят не все, а лишь те, кто хотя бы в малой степени научился чувствовать в упражнениях энергию и хотя бы немного понял, что такое покой ума. Для третьего класса умение пребывать в относительном покое и чувствовать энергию того, что делаешь, является обязательным требованием. Здесь осваиваются цигун, следующие ступени рейки, хатха-йога Свами Шивананды и Свами Сатьянанды, акупрессура, системы глубокой релаксации, йога-нидра. Третьеклассники уже настолько теоретически подкованы, что способны объяснить другим (хотя бы неправильно), чем они занимаются, и что получают от этого. Они уже «понимают», кто такой Ошо, и чем его книги отличаются от других книг по околойожеским наукам. К концу третьего класса обучающиеся уже умеют самостоятельно расслабляться и овладевают начальными навыками целительства. В силу умения расслабляться, быть спокойными и внимательными, качество выполнения упражнений хатха-йоги резко возрастает, появляется возможность освоения разных видов медитативных практик, и медитация из мучительного размышления на тему «вот я сижу и что я должен почувствовать» мало-помалу превращается в увлекательный и интересный процесс.

 Четвертый класс является переломным в ходе учебного процесса. В нем происходит специализация интересов, а также отсеивание тех, кто выпадает на чтении «высокодуховной литературы» типа Ошо, Кастанеды и пр. или пополняет ряды последователей Анастасии,  Лавровой, Крайона или Учения Вознесенных Владык. Это выпадение может быть неокончательным и тогда возвращающимся предлагается вернуться в третий класс, для того, чтобы как следует освоить азбуку, без которой дальнейшее освоение знаний просто невозможно. В четвертом классе изучаются буддизм и Шанкара, узнают что такое чакры и нади, объясняется круговорот пяти стихий, иными словами, идет значительный объем метафизических знаний, что создает опасность отравления и «метафизической интоксикации». Одновременно с этим происходит пересмотр взглядов на большинство мировых религий. Учащиеся избавляются от мистифицированных представлений о религии и начинают понимать, что является их содержанием. Для четвертого класса характерно убеждение, что мировые религии – это  искаженные и мифологизированные учения йоги.

 По окончании четвертого класса, учащиеся в значительной степени специализируются в выбранном ими разделе йоги. И если в первых трех классах возможен приход в организацию типа кришнаитов или сахаджа-йоги, после окончания четвертого класса это становится практически невозможным. Будущие пятиклассники уже отчетливо понимают, чем Ошо отличается от Шри Ауробиндо, и не осмеливаются рассуждать о том, кем был Будда или Иисус Христос. Более того, перед приемом в пятый класс выпускники четвертого проходят разнообразные проверки на здравомыслие и умение четко организовывать свою жизнь вопреки (или благодаря) полученным ими метафизически знаниям. Только прошедшие эту проверку переходят в пятый класс и пополняют число тех, кто связал с йогой всю свою жизнь и знают, почему они это сделали.

  Пятый класс – это уже серьезно. В нем учатся приверженцы йогической и иной духовной науки с не менее чем пятилетним стажем. Они крепко держатся за выбранное ими учение или раздел йоги и знакомятся с другими учениями и дисциплинами ради расширения и углубления знаний в выбранном ими направлений. На этом этапе метания прекращаются, хотя в то же время учащиеся испытывают сильное искушение найти духовного учителя или опытного мастера, который привел бы их к Богу или к истине или вообще куда-нибудь. Им очень хочется ускорить процесс обретения йогических знаний, который, по их мнению, идет слишком медленно. Так или иначе, их понимание духовного обучения уже сильно отличается от того, которым обладают третьеклассники, читатели Ошо или Р. Свободы. Пятиклассники нередко имеют посвящение в мантру Девраха Бабы или Намах Шивайя, буддистское прибежище или являются адептами той или иной системы крийя-йоги и медитации и имеют достаточно упорства, чтобы все же иногда их практиковать.

 Переход в шестой класс осуществляется, когда учащиеся с радостью (или удивлением) обнаруживают, что в их багаже есть система духовных и телесных упражнений, которые они практикуют практически ежедневно, невзирая на погоду и обстоятельства. С этого момента одним из главных аспектов их практики становятся те или иные формы медитации, выполняемые хотя и в соответствии с указаниями духовных авторитетов, но в достаточно свободном и прочувствованном ключе. Благодаря медитации и постоянной практике йоги их здоровье и энергия сильно улучшаются, и они начинают очень осторожно относиться к таким вещам, как магические воздействия и целительство. Шестой класс характеризуется умением балансировать неустанную духовную практику с работой и жизнью в миру. Мирская жизнь при этом трансформируется настолько сильно, что со временем начинает рассматриваться как разновидность духовной дисциплины.

 Седьмой класс ученичества определяется пониманием, что вся жизнь есть не что иное как йогическая и духовная практика, и отношение к ней наступает соответствующее. Учащиеся учатся жить, не выбирая и не отвергая, не восторгаясь и не выказывая недовольства. В их жизни происходит много чудес, по крайней мере, это выглядит так, если об этом начать рассказывать, но сами они очень спокойно относятся к этому. Благодаря ровному отношению к жизни и к людям в них начинает проявляться любовь, дотоле задавленная влечениями, неприязнями и другими формами личных предпочтений. В седьмом классе люди добровольно принимают не себя определенные духовные обязательства и не видят в этом ничего экстраординарного. Так они могут поступить в монастырь или ашрам, организовать свою духовную школу или уехать в Китай, в Гималаи или в Индию, но уже не в качестве духовных туристов, а в качестве учеников и приверженцев определенного учителя или учения. Начиная с седьмого класса приверженцы йоги начинают воспринимать любовь учителя и понимают, как им кажется, что такое духовная зрелость. Это понимание, конечно, наивное и преждевременное, так как аттестат зрелости выдается лишь по окончании десяти классов. Но дерзание приветствуется.

 В восьмой класс принимаются лишь те учащиеся, кто осознал необходимость исследовать свой ум, и делают это с достаточной мерой постоянства. Книги и словесное общение отступают при этом далеко на задний план. Практики и иное наполнение времени жизни подбираются строго с учетом этой возросшей склонности. Отрешенность из необходимости переходит в потребность. Восьмиклассники тренируют внимательность и осознанность в любой момент времени. Именно тогда они начинают понимать, что фактически не знают осознанности, и начинают искать всяческие средства по ее обретению. Надо заметить, что благодаря чтению умных книг разговоры об осознанности входят в жизнь духовно ищущих начиная с третьего и четвертого классов. И лишь обретя значительный опыт и начальную внутреннюю зрелость, учащиеся понимают, что никакой осознанности у них нет и никогда еще не было, и начинают искать тех, кто мог бы дать им наставление в этом вопросе.

 Переход в девятый класс осуществляется теми, кто начал понимать, что природа всех вещей не отлична от природы их собственного ума. Они исследуют собственный ум для познания целого мира, а также используют новые знания, получаемые в повседневной жизни и деятельности для познания природы своего ума. Для девятиклассников важно понимание, что природа всех людей не отличается от их собственной, благодаря этому в них возрастают смирение и благодарность ко всему живому. Они практикуют различные виды духовной практики с глубоким убеждением, что это совершается на пользу всему миру и во благо всех живых существ.

 Десятый класс представляет собой суровую школу покаяния и исследование всех своих склонностей и страстей души. К этому приходят те, кто, исследуя свой ум, пришел к необходимости тяжелой и черной работы на благо своей души и всего мира в целом. Этот этап представляет собой настоящую духовную брань и не имеет ничего общего с психологическими тренингами, которые посещают те, кто полон эгоистических желаний и стремится «избавиться от своих проблем». Учащиеся десятого класса не прекращают работы даже тогда, когда кажется, что проблемы больше нет и та или иная душевная страсть побеждена или поставлена под контроль. Их девизом становится речение «постоянная бдительность – цена свободы». Результатом этой деятельности становится глубокое смирение, умение трудиться неустанно и чистый характер.

 Чистый характер, умение всегда контролировать себя, подчиняя все свои страсти, пребывание в смирении, радости и любовь ко всем существам и ко всему существующему в мире является критерием того, что учащийся успешно окончил 10 классов йоги и готов к получению высшего йогического образования. Таким ученикам выдается «аттестат духовной зрелости». Они могут стать учениками  у серьезного духовного учителя, способного привести их к истине и полному знанию. В любой духовной практике они достигнут успеха.

 «Школа йоги» - это, конечно, только аллегория для того, чтобы показать, какие этапы проходит в человеке духовный рост. Но и духовный рост – иллюзия для того, кто понял, что все счастье или несчастье в жизни зависит только от того, держитесь ли вы  за свои заблуждения. И все беды и заблуждения превращаются в смешных и совсем нестрашных призраков для того, кто узнал свою истинную природу. Но как узнать себя, пока не прошел необходимой жизненной школы, «школы йоги»?

Мои координаты

Адрес: г.Ярославль


Телефон: 8(920)101 3311

E-mail: st-george@yandex.ru

Бесплатный хостинг uCoz